|
1970 год. Начало трудовой деятельности лаборантом Каневского сахарного завода.
1974 год. Принята в исполнительный комитет Каневского районного Совета народных депутатов на должность экономиста районной плановой комиссии.
1980 год. Избрана председателем районной плановой комиссии, в должности которого проработала 11 лет.
1991 год. Назначена директором Стародеревянковского маслосырзавода - филиала Брюховецкого молочного завода, который при непосредственном ее участии и затрате немалых усилий в 1992 г. превратился в самостоятельное предприятие - закрытое акционерное общество «Фирма «Калория».
75-летняя история завода - это путь становления небольшого маслосырзавода в динамично развивающееся предприятие регионального масштаба, где сегодня трудится 850 сотрудников. Весь ассортимент выпускаемой молочной продукции насчитывает 220 наименований, а кондитерских и хлебобулочных изделий выпускается более 180 видов.
Сегодня фирма «Калория» - одно из крупных предприятий Кубани, лидер рыночной экономики края. Ее продукция отличается высоким качеством и отмечена многими наградами российских и международных конкурсов. Подтверждением тому являются более 150 дипломов и около 80 медалей. За экономические успехи предприятия в условиях развивающегося рынка Американо-Российская торгово-промышленная палата вручила приз «Золотая галактика» II степени. Международная ассоциация бизнес-партнеров вручила награду «Бизнес-лидер - 2000 г.» директору фирмы Боевой Наталье Дмитриевне и награду «Интерпрайс - 2000 г.» за оригинальную продукцию фирмы - детский сыр «Малышок». В рамках программы мирового дня качества в 2001 г. продукция фирмы получила диплом и золотую медаль г. Вашингтона (США) за высокое качество. Фирма «Калория» заняла 3 место в категории крупных предприятий по итогам заседания Краевой комиссии по присуждению премии в области качества за 2001 г.
Большая заслуга в высокой результативности труда коллектива фирмы и понимании социальной значимости бизнеса принадлежит генеральному директору Боевой Н.Д., которая награждена высшей наградой Губернатора края - медалью «Герой труда Кубани».
Кубанское - значит отличное. Фирма «Калория»: только живые продукты!
Еще каких-нибудь пять-шесть лет назад переработчики молока и предположить не могли, что со сбытом готовой продукции могут возникнуть проблемы. И вот такие времена настали. Полки магазинов буквально ломятся от изобилия сыров, йогуртов, кефира, различных десертов в яркой красивой упаковке. Выбирай, что душа желает!
Помимо импортных продуктов дорогу на Кубань пробили себе сливочное масло и другие изделия из регионов, зачастую удаленных от нас на тысячи километров. Те, у кого низок покупательский спрос, внимание прежде всего обращают на цену. Дешевле - возьмем... И не важно, считают они, что молоко, допустим, не может быть полезным после долгой дороги при колебании температур. Возникает сомнение в полезности такого продукта.
Для комбинатов и заводов неплохой выход из ситуации - производство стерилизованного молока. Раз в месяц завез в торговую точку продукцию - и будь спокоен. Разойдется... Вот почему, когда в фирме «Калория» пожаловались мне, что трудно идет реализация молочной продукции, я, не зная тонкостей технологических процессов, заметил моим собеседникам:
- Так переходите на выпуск стерилизованной продукции. И решите проблему...
- Мы не собираемся этого делать, - ответила заведующая лабораторией, начальник ОТК предприятия Татьяна Александровна Москаленко. - Стерилизованный продукт - неживой, там убита вся микрофлора, нет живых микроорганизмов, которые нужны для работы кишечника. Будем брать высоким качеством, широким ассортиментом продукции.
Что касается качества, здесь «Калория» преуспела. Перерабатывая в сутки 160-170 тонн молока, специалисты фирмы организовали ежедневный жесткий контроль за его прохождением от начала приемки в хозяйствах и до отправки готовой продукции потребителю. Кроме того, один раз в десять суток проводят микробиологические анализы. Внедрена система ХАСПП, контролирующая качество на самых критических точках. Ни добавок, ни консервантов в «Калории» не используют.
- Сейчас сделали новый ГОСТ на сырье молоко-экстра, - рассказала генеральный директор предприятия Наталья Дмитриевна Боева. - Это следующая ступенька после высшего сорта, отвечает требованиям Евросоюза. Мы хорошо понимаем: для того чтобы подтянуться до стандартов ЕС, нам надо успеть до вступления России в ВТО уравняться с их показателями. Тогда сможем с ними конкурировать. Сегодня все необходимые документы находятся в Россельхознадзоре, и я благодарна его руководителям, что они понимают нас. В ближайшее время новый ГОСТ, полагаю, утвердят. По нему, кстати, уже работают в Ленинградской и Вологодской областях. На Кубани мы будем первыми.
В лаборатории инженер-химик Наталья Ивановна Латынина показала нам образцы своей продукции. Ее более двухсот наименований!
- Понимая, что конкурировать с такими сильными партнерами, как Тимашевский, Кореновский, другие комбинаты, будет все труднее и труднее, мы постарались найти свою нишу на рынке, - ввела в курс дела коммерческий директор фирмы Екатерина Людвиговна Ануфриева. - Основное наше направление - кисломолочная продукция. Неплохим спросом пользуются кефир, биокефир, варенец, простокваша, ряженка четырех и двух с половиной процентов. Очень выгодно торговать сметаной. Пока мы ее вырабатываем двадцать тонн в сутки. Планируем выйти на тридцать.
Растет спрос на мягкие сыры «Сулугуни», «Чечил», «Косички». Хорошо идут твердые сыры «Славянский» и «Костромской», а особенно - «Натали», рецептура которого разработана специалистами «Калории».
- В настоящее время мы имеем 62 своих магазина, - заметила в беседе Н.Д. Боева. - Расположены они, помимо Каневской, в Ейском, Ленинградском районах, Краснодаре, Новороссийске и Ростове. В ближайшее время откроем торговую точку в Старощербиновской. Ведем переговоры с Анапой.
- Побережье, надо полагать, большой резерв для сбыта продукции, - интересуюсь у руководителя. - Или туда трудно пробиться?
- Непросто. Но у нас уже есть протоптанные дорожки, - последовал ответ. - Неплохие связи налажены со здравницами, базами отдыха. Мы одними из первых обратили внимание на ассортимент, мелкую фасовку. И сохранили там свой рынок. Хотя он временный - с середины июня по август. Надо перестраиваться. Я конкуренции не боюсь. Своим коллегам из других районов предлагаю строить совместно на побережье просторные магазины, где была бы продукция и каневских, и тимашевских, и кореновских, и ленинградских, и других переработчиков. И пусть покупатель выбирает, чему отдать предпочтение. Насильно ее навязывать мы не должны.
Еще один резерв в продвижении продукции на рынки - проведение Дней Кубани в крупных областных и республиканских городах. С таким предложением Н.Д. Боева вышла на губернатора. И Александр Николаевич Ткачев поддержал руководителя «Калории».
По объемам переработки молока фирма вышла на третье место в крае после Тимашевского и Кореновского комбинатов. Но Наталья Дмитриевна прекрасно понимает: борьба за сырьевую зону будет ужесточаться. Скоро вот в городе Азове фирма «ЮниМилк» введет в строй крупный завод. Поскольку в Ростовской области своего молока очень мало, следует ожидать, что мощный инвестор начнет закупать его на Кубани. Цену выше предложат - и «посадят» нас на полуголодный поек. Выход один - укреплять собственную сырьевую базу. Этим в «Калории» и занялись очень серьезно.
Четвертый год фирма работает в бывшем колхозе «Россия». За это время в производство вложено 250 миллионов рублей. Закупили 650 голов племенного скота, построили современный доильный зал, новые корпуса, реконструируют старые. Приобрели «Ягуар», другую кормоуборочную технику, зерновые комбайны. Ставится задача: в ближайшие три-четыре года с учетом закупок молока в частных подворьях иметь до 70-80 тонн собственного сырья в сутки, то есть почти половину от потребного. И эта задача вполне выполнима, уверена Н.Д. Боева.
- Хочу высказать огромное спасибо руководителям хозяйств, которые продолжают с нами сотрудничать, как бы тяжело им ни было, - говорит генеральный директор. - Прежде всего это Виктор Павлович Мищенко, Анатолий Тимофеевич Кочегура, Виктор Петрович Тормашев, Анатолий Николаевич Редько, возглавляющие «Кубань», «Привольное», «Победу» и «Волю». Благодарна Сергею Григорьевичу Коноплеву и Валерию Ивановичу Човгану из Ейского района. Они верны нашему сотрудничеству, хотя им не раз другие переработчики предлагали более высокую цену за молоко. Порядочные это люди.
«Калория» поддерживает их чем может. Обычно в декабре, январе, феврале берет до 60 миллионов рублей кредитов в банке, распределяет их по хозяйствам. Цены на закупаемое сырье старается держать на 10 процентов выше, чем в среднем по краю. И такая позиция находит полное взаимопонимание, хотя, чего греха таить, бывают и разногласия, когда фирма на неделю задерживает расчеты с поставщиками. Но мелкие конфликты быстро гасятся.
Наталья Дмитриевна очень ценит такие партнерские отношения, дорожит ими. По идее в пик большого молока часть его «Калория» вполне могла бы передать в виде сырья другим переработчикам, тем более что спрос на готовую продукцию в это время затруднен. Но руководитель фирмы сознательно не идет на такой шаг, понимает: после этого могут возникнуть проблемы во взаиморасчетах новых потребителей с хозяйствами. То есть их можно подвести. А Боева на такое никогда не пойдет.
...Так уж повелось, что многие сельхозпроизводители, поставщики молока считают, что переработчики жируют, получают огромные прибыли и не делятся ею. На самом деле рентабельность производства на той же «Калории» не превышает 3-5 процентов, а надо хотя бы 12-15... Ведь нужно и оборудование менять, и реконструкцию цехов проводить. Да и людям зарплату не мешало бы повысить. Но всю основную прибыль съедают энергоносители, транспортные расходы, которые увеличиваются буквально каждый месяц. И генеральному директору приходится все это объяснять, убеждать поставщиков сырья, что не все от нее зависит.
Как бы там ни было, но «Калория» живет, развивается, набирает обороты, ищет пути наращивания получения прибыли. Имеют солидную торговую сеть, открыли кондитерский цех, выпуская свыше ста наименований изделий и поставляя их в магазины. Сейчас начали реализовывать мясные полуфабрикаты, ведь в «России» - более двух тысяч голов крупного рогатого скота имеется.
Еще один резерв - дальнейшее расширение ассортимента выпускаемой продукции. И не только молочной. Сейчас предприятие производит, помимо всего прочего, соусы, майонез, горчицу, фруктовые желе, напитки из шиповника, боярышника и груши-дички. Товар хорошо расходится, ибо он тоже только из натурального сырья, без применения консервантов. Начали воду лить в бутылки, для чего пробурили скважину. Вода проходит двойную очистку (фильтры для этого подобрали в Институте питания, с которым у фирмы договор), насыщается ионами серебра. В жаркую пору продукция большой спрос имеет.
Одним словом, в «Калории» работают люди творческие, думающие и о сохранении, расширении собственного производства, и о нуждах поставщиков сырья не забывая при этом. В повседневных делах, считает Н.Д. Боева, им и другим предприятиям могла бы более существенную помощь оказывать ассоциация «Кубаньмолоко», которую возглавляет патриот Кубани Петр Прокофьевич Чубов. Там очень сильные специалисты, корифеи отрасли. При их поддержке переработчики смогут более основательно защищать свои интересы на рынке, поставить заслон недоброкачественной продукции, пытающейся пробиться в Краснодарский край. |