Приволжский федеральный округ

Областные власти обратились к первому зампреду российского правительства Виктору Зубкову и руководству Минсельхоза РФ с просьбой инициировать изменения федерального законодательства. Саратовцы предлагают ввести трехлетний мораторий на процедуру банкротства для аграрных предприятий, пострадавших от засухи, а также пролонгировать кредиты, отсрочить лизинговые платежи и установить льготные цены на дизельное топливо.

Из-за засухи режим чрезвычайной ситуации действует сейчас в семнадцати из 38 районов области. В начале июля, по прогнозам саратовского правительства, ЧС распространится на всю территорию региона. По наблюдениям синоптиков, погодная аномалия началась в апреле, в июне температура превышала норму уже на четыре-пять градусов, количество осадков не дотягивает и до половины нормы. По предварительным подсчетам, уже погибло 900 тысяч гектаров посевов, ущерб составляет 5 миллиардов рублей. Область сможет собрать не более 1,5-1,8 миллиона тонн зерна вместо запланированных 4,5 миллиона тонн. Это уже второй подряд год засухи: в 2009-м урожай оказался почти на треть меньше, чем в 2008-м. Однако в нынешнем году, как отмечают крестьяне, погода еще хуже.
В Новоузенском районе (одном из наиболее пострадавших) под угрозой банкротства оказались 80 процентов хозяйств. Из-за суровой зимы здесь вымерзла треть озимой пшеницы, летом яровые и кормовые культуры погибли полностью. Как говорят в районной администрации, на некоторых полях уборочную проведут «только из-за соломы, так как нужно заготовить корма для скота». Высохшие посевы не были застрахованы, по наблюдениям администрации, страховые компании не проявляют интереса к такой работе, да и сами фермеры, разоренные прошлогодней засухой, не хотели тратиться на взносы.
«Запасы влаги в почве равны нулю. У нас несколько дней держится температура 42 градуса в тени», - заявил глава новоузенской администрации Михаил Андреев на заседании областного штаба по оказанию помощи пострадавшим от засухи. Местным жителям не хватает питьевой воды (степные села пользуются, в основном, прудами, которые наполняются талой водой только во время весеннего паводка). «После снежной зимы мы радовались, что воды в прудах хватит на несколько лет. Месяц назад пришли к выводу: хватит не больше, чем на год. Сейчас мы не уверены, что запасов будет достаточно до весны. Вода испаряется на глазах», - сказал господин Андреев. Каждый день в районе возникает по шесть-семь пожаров, для защиты от огня нужно дополнительно построить пять пожарных депо.
Не лучше ситуация в Ровенском районе: здесь высохли 80 процентов яровых. Местные крестьяне должны банкам более 63 миллионов рублей, лизинговым компаниям — более 9 миллионов. Как отмечают муниципальные власти, «есть тенденция к тому, что население начнет вырезать скот»: большая часть коров содержится в частных подворьях, а кормов не хватает — на сегодня дефицит превышает 22 тысячи тонн. «Корма можно завезти из менее пострадавших районов, но мы упремся в диспаритет цен, - заявил на заседании штаба глава администрации Сергей Рощин. - Тонна фуража стоит 4,7 тысячи рублей, тюк сена — сто рублей, и цена обязательно подпрыгнет. А сколько стоит литр молока и килограмм говядины? Когда люди начинают сопоставлять эти цифры, возникает вопрос: а зачем такая корова?».
В Питерском районе опасаются недостатка семян для следующей посевной: зимой здесь погибло 39 процентов озимой пшеницы, летом — вся яровая. На днях федеральный Минсельхоз предложил выделять сельхозпроизводителям зерно из интервенционного фонда урожая 2005-2008 годов (государство так и не смогло его потратить, на хранение требуется 1 миллиард рублей в месяц и, по некоторым данным, часть запасов уже испортилась). Крестьяне восприняли идею с энтузиазмом. «Если нам дадут интервенционное зерно, мы не откажемся, нужно около 35 тысяч тонн», - сказал на заседании штаба глава администрации питерского района Александр Иванов. Но, как разъяснили чиновники, «ненужное» зерно будут не раздавать, а продавать сельчанам по той цене, по которой оно когда-то закупалось на интервенционных торгах, - от 3,9 тысяч до 6 тысяч рублей за  тонну. Минсельхоз предлагает  покупателям брать специальный кредит сроком на пять лет. Как отметил Александр Иванов, питерские крестьяне уже должны по кредитам 44,7 миллиона рублей и еще 92 миллиона по лизингу. Максимальная цена, которую они могут заплатить за интервенционное зерно, - 3 тысячи рублей за тонну.